
Для строительства дорог и для оформления придомовых территорий чаще всего применяется асфальт. Он обладает практичностью, служит долго и при правильной укладке не подвергается внешним воздействиям.
В состав асфальта входят следующие компоненты:
· Основные составляющие это гравийный щебень мелких фракций. Их наличие в асфальтовой смеси позволяет сформировать каркас, выполняющем защитные функции. Особенно важно это при строительстве дорог с повышенной пропускной способностью.
· Второй компонент – сеянный карьерный песок. Он играет роль наполнителя и способствует равномерному распределению давления, передающемуся на грунт.
· Третий компонент – минеральные наполнители (камень-известняк, мел или песчаник), измельчаемые в пыль. Ими заполняются пустоты, и они препятствуют возникновению трещин в асфальте, образующиеся из-за повышенных нагрузок.
· Четвертый компонент – битум. Он придает асфальтовой смеси нужную текучесть (при первичной укладке). После затвердевание асфальта, битум способствует его упругости. Наличие битума в асфальтовой смеси минимально: максимум 10% от общего объема.
Типы асфальта
Материал подразделяется на 4 типа: горячий, теплый, холодный и литой. У каждого из них – свой температурный режим, при котором происходит укладка.
· Асфальт литого типа достаточно плотен. У него низкая шероховатость и небольшой верхний слой. Он нагревается до +250°С. После нагревания его текучесть повышается и асфальтовый каток для окончательной укладки не нужен.
· Асфальт горячего типа состоит, в основном, из щебня, его доля от общего объема составляет 95%. Смесь нагревается до +120°С.
· Асфальт теплого типа нагревают еще меньше: максимально до +80°С.
При помощи холодного асфальта осуществляют ремонт дорог. Его не нужно подогревать, и его можно использовать при минусовых температурах.
Марки асфальта
Существует три марки асфальта.
· Марка 1 применяется при строительстве дорог и при благоустройстве территорий или парков. Она устойчива к повышенным нагрузкам.
· Марка 2 – самая известная и широко используемая. Она обладает теми же характеристиками, что и первая, и ее можно применять везде.
· В состав марки 3 не входят такие компоненты, как гравий и щебень.
Дорожное покрытие из такого асфальта очень плотное, но непрочное. Для автомобильных магистралей она не подходит, поэтому используется для укладки тротуаров и аллей в парках.
Виды асфальта
У асфальта есть своя классификация по количеству компонентов и их характеристикам.
· Песчаным асфальтом покрывают дорожки в парках и тротуары.
· Сульфированный используется в нефтяной и газовой промышленности: с его помощью ремонтируются трещины в скважинах или предотвращаются обвалы и оползни.
· Цветной с содержанием красящих пигментов служит для нанесения предупреждающей разметки на дорогах.
· Крупнозернистый, с содержанием крупного щебня (фракции более 20 мм) служит для формирования нижний слоев дорожных покрытий и для выравнивания.
· Мелкозернистый, с мелким щебнем (фракции до 20 мм) применяется для верхних слоев покрытий.
Укладка асфальта
Работы по укладке асфальта состоят из нескольких этапов. Первый – проектирование будущего дорожного полотна и геодезические исследования. На втором осуществляется топографическая съемка, в ходе которой выявляются особенности рельефа местности и грунта. На третьем этапе участок подготавливается к работе и формируется покрытие из грунта и земли, либо многие строительные компании предпочитают использовать для этих целей песчаные смеси и пескогрунт, так как они обладают всеми нужными характеристиками и имеют не высокую стоимость.
На четвертом, поверх земли укладывается песок, который служит в качестве «подушки». Высота песчаного слоя составляет от 20 до 40 см (после утрамбовки). На пятом этапе укладывают двойной слой щебня (размер фракций составляет от 40 до 70 мм и от 20 до 40 мм). Оба слоя щебня после утрамбовки должны быть в пределах от 20 до 30 см. Шестой этап – укладка асфальта в несколько слоев (от 2 до 3), высота каждого и них составляет от 5 до 10 см. Дорожные работы являются одними из самых сложных, где должны строго соблюдаться технологии. Тогда покрытие будет не только эстетичным на вид, но и долговечным.
От качества приготовленной строительной смеси зависит, как долго будет служить сооружение. Также необходимо учитывать температуру внешней среды, потому что она существенно влияет на качество и долговечность смеси.
Качество земли на участке является залогом высоких урожаев. Плодовые и овощные культуры нуждаются в особой почве и среде, и такие условия поможет создать плодородный грунт для грядок. Он обладает рядом полезных свойств.
Щебень входит в число вспомогательных стройматериалов и используется в строительной индустрии, при строительстве трамвайных линий и железных дорог, при обустройстве автотрасс и насыпей. Он является не рудным материалом, основной источник которого – карьеры.